Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Факультет географии и геоэкологии

Тверской государственный университет

Направление 05.03.06 «Экология и природопользование»

 

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности                             

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков входит в раздел учебного плана «Практики» (Учебная практика). В соответствии с ФГОС ВО по направлению «Экология и природопользование» практика является обязательной и представляет собой вид учебной деятельности, ориентированной практическую подготовку обучающихся в области экологии и природопользования и направленной на закрепление основных научных знаний и формирование умений и навыков исследований природных и хозяйственных объектов. В ходе практики студенты приобретают профессиональные умения и навыки полевых исследований. Учебная практика базируется на основных дисциплинах учебного плана, готовит к профессиональной деятельности. Практика логически, содержательно и методически связана с дисциплинами модулей «Естественнонаучного», «Учение о сферах Земли», «Основы природопользования» в части формирования и закрепления общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Прохождение практики необходимо для усвоения последующих разделов образовательной программы и является основой для подготовки ВКР.

     Задачи учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков.

1. Ознакомление с методами полевых исследований.

2. Овладение методами сбора материала в полевых условиях.

3.Обработка материалов полевых исследований.

4.Анализ материалов исследований.

 

 Учебная практика по направлению «Экология и природопользование» предназначена для закрепления и углубления теоретических знаний, полученных студентами при изучении базовой части учебного плана, (модули: Естественнонаучный, Учение о сферах Земли, Основы природопользования) и овладения полевыми, покомпонентными и комплексными методами изучения природной среды. Практика проводится преподавателями кафедры, а также сотрудниками природоохранных организаций и научно-исследовательских институтов. Перед практикой проводится инструктаж по технике безопасности и правилам работы с инструментами. В ходе практики обеспечивается: - закрепление и расширение знаний, полученных на теоретических занятиях; - овладение простейшими приемами инструментальных измерений ряда характеристик природных комплексов; - формирование навыков камеральной обработки и простейшего анализа данных фактических измерений; - закрепление представлений об особенностях природных и природно- антропогенных объектов региона.

 

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Производственная практика входит в раздел учебного плана «Практики» (Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности). В соответствии с ФГОС ВО по направлению «Экология и природопользование» практика является обязательной и представляет собой вид учебно-производственной дея- тельности, непосредственно ориентированной на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Производственная практика по направлению «Экология и природопользование» предназначена для закрепления и углубления теоретических знаний и овладения по- компонентными и комплексными методами изучения природной среды. В ходе практики студенты приобретают профессиональные умения и опыт производственной деятельности. Студенты должны обладать входными знаниями и умениями, приобретенными в результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков. Производственная практика базируется на основе ряда дисциплин учебного плана и готовит к профессиональной деятельности. Практика логически, содержательно и методически связана с дисциплинами модулей в части формирования и закрепления общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Прохождение практики необходимо для усвоения последующих разделов образовательной программы.

 

Преддипломная практика

Преддипломная практика входит в раздел учебного плана «Практики». В соответствии с ФГОС ВО по направлению 05.03.06 «Экология и природопользование» преддипломная практика является обязательной и представляет собой вид деятельности, непосредственно ориентированный на профессиональную подготовку обучающихся. Преддипломная практика проводится в целях выполнения выпускной квалификационной работы. Уровень подготовки обучающегося для успешного прохождения преддипломной практики должен включать знания методологических основ современной экологии и природопользования, состояние теоретических исследований в области экологии и природопользования и прикладных разработок в этой области в России и развитых странах Европы, знание проблем экологического состояния природной среды России и пути улучшения этого состояния. Студенты должны обладать входными знаниями и умениями, приобретенными в результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Практика содержательно связана с дисциплинами модулей в части формирования и закрепления общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Практика базируется на основных профессиональных дисциплинах учебного плана.          Практика логически, содержательно и методически является завершающим этапом подготовки специалиста в области экологии и природопользования. Преддипломная практика студентов является важнейшей составной частью подготовки и проводится в соответствии с учебным планом направления программы 05.03.06 «Экология и природопользования» и требованиями ФГОС ВО. Практика направлена на подготовку выпускной квалификационной работы. В процессе практики должны быть обеспечены требования, обусловленные специализированной подготовкой бакалавра в образовательной деятельности, которые включают: - владение навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности; - наличие умений формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно- исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний. Задачами, решаемыми в ходе практики путем непосредственного участия студента в научно-исследовательской работе и проектной деятельности являются: - ознакомление с различными этапами научно-исследовательской работы (постановка задач исследования, литературная проработка проблемы с использованием современных информационных технологий, накопление и анализ экспериментального (теоретического) материала, формулировка выводов по итогам исследования, оформление результатов работы в виде отчета; - ознакомление с различными методами научного поиска, выбор оптимальных методов, соответствующих задачам исследования. Практика проводится на кафедре физической географии и экологии факультета географии и геоэкологии, осуществляющей подготовку бакалавров. В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на кафедре. Содержание практики определяется научными руководителями на основе ФГОС ВО с учетом интересов и возможностей кафедры. Программа практики отражает и реализует тематику ВКР.

Студент должен:

 - изучить методическую и научную литературу, лабораторное и программное обеспечение в соответствии с планом работы;

 - получить практические навыки научно-исследовательской работы, сбора и обработки собранного материала по требуемой тематике;

 - самостоятельно применять современные компьютерные технологии;

- анализировать, обобщать и систематизировать результаты научно- исследовательских и производственных экологических работ;

- обучиться новым методам исследования, знать основы организации и планирования научно-исследовательских и производственных экологических работ.

В ходе практики реализуются ряд умений:

· написание выпускной квалификационной работы (ВКР);

· способность формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте раннее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований;

 · использование современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче эколого-географической информации; способность самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;

 · владение методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей;

· владение основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП;

· использование современных методов обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований;

· умение разработать типовые природоохранные мероприятия;

· знание нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ.